В ГТГ отреставрированы «Двери Тимура (Тамерлана)»

07.11.2022
#новости компании

В рамках сотрудничества Государственной Третьяковской галереи с Группой компании «СНС», которое продолжается на протяжении уже более 11 лет, завершена реставрация знаменитой картины Василия Верещагина «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872).

3r71n0lemumiy3b3afj073j3rr6dx02l.jpg

Проведение реставрационных работ приурочено к 180-летию со дня рождения Василия Васильевича Верещагина (1842–1904), выдающегося живописца, реформатора батального жанра, представляющего в истории русского искусства особый тип художника — путешественника, первооткрывателя, новатора.

Картина «Двери Тимура (Тамерлана)» является одной из центральных работ масштабной Туркестанской серии художника. Она была представлена публике в 1873 году на первой персональной выставке живописца в Лондоне, а через год — в Санкт-Петербурге и Москве. После экспонирования Туркестанской серии о Верещагине заговорила не только вся Европа, но и Россия. Интерес к циклу был большим. Однако по поводу вопросов о приобретении произведений из этой серии художник поставил жесткое условие — неделимость цикла при продаже. Это условие смог выполнить только основатель Галереи Павел Михайлович Третьяков. При финансовой поддержке своего брата Сергея Михайловича Третьякова в 1874 году он приобрел всю Туркестанскую серию за 92 тысячи рублей серебром. Специально для произведений этой серии Павел Михайлович построил в своей галерее отдельный зал.

На картине «Двери Тимура (Тамерлана)» изображены вооруженные стражи, охраняющие вход в парадные покои Тамерлана. Они стоят перед дверью дворца бухарских эмиров Кук-Тош (ранее служившего Тамерлану). Плотно закрытые створки дверей, покрытые сложной орнаментальной резьбой, символизируют собирательный образ Востока, закрытого от иноземцев.

Реставрация картины «Двери Тимура (Тамерлана)» проводились с 1 апреля по 10 октября 2022 года специалистами Третьяковской галереи под руководством реставратора высшей категории А.И. Голубейко, заведующего отделом реставрации масляной живописи XVIII – начала XX века. Возникшие за время бытования полотна загрязнения и пожелтение лака сильно искажали авторский замысел, меняя тональные соотношения колористического решения картины. Наибольшую сложность представляло удаление надлакового поверхностного загрязнения и утоньшение сильно пожелтевшего лакового покрытия.

Перед началом реставрации специалисты отдела комплексных исследований Третьяковской галереи провели физико-химические исследования картины, в том числе панорамную рентгенографию, анализ художественных материалов полотна и его фотосъемку в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.

Для отработки малоинвазивной методики реставраторы, как это принято, выполнили предварительные тесты и пробы с целью выбора материалов, в наибольшей степени отвечающих состоянию сохранности картины. По результатам проб было принято решение использовать отобранные составы растворителей в форме геля для минимизации их проникновения в структуру авторской живописи. Такая основательная подготовка дала реставраторам возможность работать последовательно, слой за слоем, максимально контролируя процесс расчистки поверхности. Дополнительно реставрационные операции сопровождались постоянным мониторингом в ультрафиолетовых лучах.

После удаления загрязнений на поверхности картины открылись темные участки прописей, лежащие на поверхности авторской живописи. Эти поздние записи также были удалены. В результате работ по удалению загрязнений и утоньшению слоя пожелтевшего лака удалось восстановить нюансы светотеневых соотношений в картине, произведение окончательно приобрело экспозиционный вид. По окончании реставрационных работ большемерное произведение было натянуто на специальный планшетный подрамник, защищающий холст от вибрации.

В настоящее время картина вернулась на свое историческое место в зал Василия Верещагина № 27 в постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Источник:
tretyakovgallery.ru